Кира Найтли считает что никто не вправе судить Каренину
Спасибо за то, что у нас теперь есть кандидат на номинацию "лучшая женская роль" на премию Американской Киноакадемии.
"Вау! Спасибо! Принимаю этот комплимент. Огромное спасибо".
Так оно и есть. Это одна из Ваших лучших ролей. "Анну Каренину" снимали и ставили на сцене бессчетное количество раз. Что привлекло Вас в проекте Джо Райта?
"Впервые я прочла книгу, когда мне было 19 лет. Вообще-то, любая актриса сказала бы: "Боже, какая удивительная героиня". Как-то на съемках "Искупления" мы с Джо обсуждали великие женские образы и говорили о том, как их мало. Мы попытались их перечислить, и Анна Каренина, естественно, была в их числе. Джо позвонил мне года два назад, когда я работала над "Опасным методом", и спросил: "Анна Каренина?", и я ответила: "Ага". Он сказал, что снимет фильм, если только Том Стоппард займется адаптацией романа. Через 2 месяца Джо перезвонил и сказал, что Том уже работает над сценарием. Но сценария, как такового, не было. Когда мы обсуждали первый его вариант, он представлял собой обычное повествование. Он превратился в стилизованное театральное представление буквально за 10 недель до начала съемок. Джо пригласил меня к себе в офис и заявил: "Значит, так. Мы будем снимать в театре". Если бы я так хорошо не знала Джо и не работала с ним раньше, его слова привели бы меня в ужас, и в голове тут же зазвучал бы сигнал тревоги. Но я и согласилась-то работать с ним над "Карениной", потому что знала, что ни один свой проект он не делает "без выкрутасов". Просто я не ожидала, что это будет именно так".
Вы что-нибудь добавили к образу Карениной от себя, что-нибудь, чего не было на страницах книги?
"Нет. Я имею ввиду, что в самой книге содержится масса информации, которую можно интерпретировать по-разному. Толстой пишет то от лица Карениной, то от третьего лица, осуждая и обсуждая ее поведение. И, исходя из этих обсуждений и описаний, можно понять, что существует не одна точка зрения. Когда я читала роман в 19 лет, я четко помню, что Каренина невинна. Я вообще не помню, чтобы осуждала ее в чем-то. Когда я прочла книгу перед началом съемок в 26 лет, я неожиданно почувствовала разницу. Я поняла, что Каренина намного мрачнее. Я думаю, ее моральна вина все время под вопросом. Анна осуждаема по некоторым определенным пунктам, но также предполагается, что она достойна любви, понимания, симпатии. Отношение к ней читателя неоднозначное, и как следствие порождает разные интерпретации. Играя Каренину, я пыталась думать о том, какую функцию она выполняла в книге, и, исходя из этого, какая функция должна быть у нее в фильме. Я уверена, что такая моральная двусмысленность моей героини была для меня, как для актрисы, интересным аспектом".
Есть ли у Вас с Анной Карениной что-то общее и что отличает вас друг от друга?
"Я думаю, она страшная героиня, и страшна она потому, что мы судим ее и испытываем, и швыряем в нее камни, и только потом задаемся вопросом: "А я лучше нее?", и каждый себе на это ответит: "Нет". Бываем ли мы порой коварны? – Да. Манипулируем ли людьми? – Да. Обижаем ли мы тех, кого любим больше всего на свете? – Да. Именно их мы раним больнее всего. Никто из нас не лучшее нее. Никто не вправе судить ее, но мы судим, и это страшно. Перед нами женщина, которая вышла замуж в 18. Сейчас ей 28. Она никогда не испытывала оргазм. Она никогда не была влюблена. Конечно, неожиданно для самой себя она впервые чувствует влечение. Она внезапно ощущает всю прелесть романтических отношений, и она считает их любовью. Исключительно любовью. Она не видит, что существует много разных форм любви, и что этот "медовый месяц" со временем переродится во что-то иное, и в этом ее трагедия. Когда период "медового месяца" начинает понемногу заканчиваться, она думает, что любовь исчезает. Она не осознает, что происходит. Я думаю, это можно понять. Мы все знаем, что такое романтические отношения, и мы также знаем, что они – только маленькая часть настоящих отношений. И абсолютно понятно, что в какой-то момент любой из нас может перепутать влюбленность с истинной любовью. Поэтому на вопрос я отвечу так: я одновременно и похожа и не похожа на Анну Каренину".
Существует множество экранизаций произведения Льва Толстого. Какие из них Вы видели? Может, что-нибудь взяли себе на заметку?
"Я приняла решение не смотреть ни один из существующих фильмов. Подростком я видела экранизацию с Гретой Гарбо и фильм 2001 года, демонстрировавшийся на BBC с великолепной английской актрисой Хелен МакКрори. Это было давно, и я не помню деталей".
Как Вам работалось с Джо? Вас не пугают вещи, которые он заставляет Вас делать?
"Да, немного. Он одержим тем, что делает. Он выкладывается на 150%. По 24 часа семь дней в неделю. Он заставляет тебя думать, что ты занимаешься самым важным делом на свете. Вообще-то, это не так. Но работа с кем-то, кто требует от тебя 150% и полного погружения в роль – заразительная штука! К тому же, мы всегда знаем, что даже если у нас что-то не получится, мы честны перед собой, потому что сделали все, что было в наших силах".
Костюмы просто потрясающие. Интересно, насколько вам, актерам, самим нравится этот аспект вашей работы?
"Это лишние два часа к 12-часовому съемочному дню, и ты должен прийти заранее, чтобы сделать прическу, макияж, надеть костюм, а потом потрать еще час, чтобы раздеться и смыть с себя грим. Итак, всего получается 3 часа плюс 12 часов. К концу съемок ты думаешь: "Все, делаю перерыв с костюмированными фильмами, потому что, мать вашу, я измотана". С другой стороны, вместе с костюмером ты выстраиваешь будущий образ героини с нуля. Каждый костюм что-то символизирует. Собранные воедино они помогают рассказывать историю. Каренина была птицей в клетке, поэтому в конце мы видим каркас из прутьев у нее под юбкой, вуаль, меха, в которые она кутается, как бы защищаясь от смерти, которая витает поблизости. Укладывая прическу, она украшает ее мертвыми птицами. А платье, в котором она погибает… Я была одержима идеей образа Вавилонской блудницы, и мы нашли кучу различных ее изображений, чтобы попытаться подобрать нужный цвет для этого платья".
Было ли что-нибудь, что Вам нравилось надевать и носить?
"Черт, нет! Ну, я не прочь была бы оставить бриллианты. Было бы здорово, но этот номер у меня не прошел".
Вы можете сказать пару слов о "Джеке Райане", о том, как идут дела?
"Да, "Джек Райан" - классный голливудский триллер образца старой школы, развлекательный и зрелищный".
Вы еще заняты в съемках?
"Да, в настоящее время съемки проходят в Лондоне. Думаю, мы закончим к началу декабря".