На съемках актерам и съемочной группе практически не платили денег: для Ренаты Литвиновой эта работа – своего рода жертва ради чистого и свободного искусства. Без консервантов и усилителей вкуса от продюсеров. Ренате, сыгравшей еще и главную героиню – проводника душ из нашего мира в мир иной, – удается неуловимо погрузить зрителя в состояние загадочной нереальности происходящего. Как на хорошем полотне, ты прежде всего ощущаешь малопонятные, казалось бы, полутона, но этими полутонами создается цельная, важная и исключительно гармоничная картина мира. Это заслуга не только Литвиновой-режиссера, но и Литвиновой-актрисы. Кому, как не ей, играть персонажей «оттуда», случайно попавших «сюда»?
Земфира, написавшая музыку к этому фильму, считает, что «Последняя сказка Риты» относится к грустным фильмам. Однако на первом российском просмотре, который состоялся еще летом в рамках Московского кинофестиваля, в зале то и дело раздавался смех – уж там-то была публика, знающая, что у Литвиновой все утонченное, в том числе чувство юмора.
Смех смехом, но Рената превращает последние 30 дней жизни неизлечимо больной героини в настоящую сказку. С одной стороны, мрачную, с другой – возможно, самую прекрасную.
Оставшаяся без бюджета Литвинова, как в свое время безденежный Булгаков, создала авторскую мифологию о загробном мире, почти идеальную и остроумно интегрированную в нашу кривоватую среду. Среда кажется особенно кривой с учетом того, что действие происходит в полузабытой, засыпанной снегом больнице в дальнем Подмосковье. И кажется, это оправдывает себя: чем более запущенное и убогое место, тем дальше можно «унести» зрителя. Не говоря уж о том, что сюжет – классический русский: приход высших светлых сил как воплощение вселенской справедливости.
Фильм – о смерти, но некоторые зрители выйдут из кинотеатра с желанием раскрасить свою мирскую жизнь куда более яркими красками.