Хорошо было раньше. Ничего от монарха не требовалось, разве что внушительно выглядеть на троне, когда придворный живописец пишет портрет. А теперь, с распространением радиосвязи, король должен в придачу ко всему быть искусным оратором. Однако тяжеловато быть голосом нации, когда заикаешься.
Будущий король Британской империи Генри VI (Колин Ферт) страдает именно от этого «фефекта фикции». Он перепробовал множество логопедов, пока не наткнулся на австралийского «шарлатана» Лайонела Лога (Джеффри Раш), пользующегося нетрадиционными методами, похожими на гештальт-терапию. Потенциальный правитель Великобритании счастлив в браке – у него есть жена (Хелена Бонем Картер) и двое прелестных дочурок. Он не собирается короноваться, ведь по праву престолонаследия королем должен стать старший сын покойного монарха будущий Эдвард VIII (Гай Пирс).
Занятия у Лайонела идут с переменным успехом, а времена меж тем наступают не самые спокойные. Искусный оратор Гитлер готовится развязать Вторую мировую войну, а Эдвард VIII решает отречься от престола, чтобы связать свою жизнь с Мэри, в чьих жилах не течет королевская кровь. Генри VI придется преодолеть свою слабость и возглавить в эти тяжелые времена нацию - пусть даже номинально, но эффективно.
Из всей обоймы более-менее сильных картин, выпущенных в преддверии «Оскара», «Король говорит», пожалуй, одна из самых титулованных: 14 номинаций Британской академии, 6 номинаций на «Золотой глобус» и одна премия за лучшую мужскую роль, награды Гильдий актеров и режиссеров и, наконец, 12 номинаций на «Оскар». Некоторые критики прогнозируют, что «Король» может заткнуть за пояс своего основного соперника – «Социальную сеть» Дэвида Финчера.
Вместе с тем, у фильмов много общего. Оба они - разговорные биографические драмы о становлении личности, страдающей от некоего дефекта. Обе картины мастерски сняты, держат зрителя в напряжении до самой развязки. В обеих главное – сценарий и актеры, особенности речи которых (и это очень прискорбно в случае с «Королем»), убиты дубляжом.
Колин Ферт сейчас заслуженно получает премии за свою работу: он потрясающе органично вжился в королевский мундир, он прекрасно передает бессилие и ярость заики, властного и умного человека, чей речевой аппарат выставляет его на посмешище. Хелена Бонем Картер исполнена королевского достоинства, но не высокомерия. А Джеффри Раш просто великолепен в роли балагура, тонкого психолога и чуткого друга, которого так не хватало королю.
Режиссер Том Хупер не раз обращался к исторической тематике, в его фильмографии имеется один сезон телесериала «Елизавета I». Однако именно эта историческая драма для него стала своеобразным прорывом, и «Оскар» в номинации «лучший режиссер» будет выглядеть закономерной кульминацией для постановщика не слишком заметных телесериалов, выбравшегося в большое кино.
Денис Шлянцев, InterMedia