
Бьютифул, за роль в котором Хавьер Бардем получил награду на Каннском фестивале как Лучший актер, начинается со сцены в больнице: Уксбаль сам у себя берет на анализ кровь из вены. Отчего-то сразу же понятно, что примерно такая же больнично-угнетающая атмсосфера будет главенствовать на протяжени всей новой работы Иньярриту, режиссера легендарной Суки-любви. Так и случается: фильм становится все мрачнее и мрачнее, Уксбал ведь еще умеет разговаривать с мертвыми (мистический элемент), да и на работе сталкивается с многочисленными смертями. Он, мелкий криминальный авторитет, контролирует на улицах Барселоны нелегальных иммигрантов, продающих "пеликулу" (пиратские копии фильмов).
Судьба одного из этих африканцев - важное сюжетнообразующее звено в фильме: начал толкать наркоту, арестовали, выслали из страны, жена Иге с маленьким ребенком осталась в Испании. Интересно, что прототипом последней стала реальная сенегальская иммигрантка Диарьята Дафф. В Бьютифул, в основном, снимались непрофессиональные актеры, а сценарий Иньярриту писал сам, без своего постоянного сценариста Гильермо Арриаги. И отсутствие крепких сюжетных интриг заметно со второй половины зрелища: фильм-то снят отлично, и потому сперва наслаждаешься плавным течением жизни героя Бардема, актерские таланты которого позволяют зрителю смотреть на происходящее его глазами. Затем понимаешь, что все уж слишком предсказуемо, разложено по полочкам. Режиссер словно взял актуальные элементы - семейные ссоры, поход в ночной клуб с непременной дорожкой кокаина, задворки и мягкая кровля Барселоны, отношения умирающего Уксбаля с детьми - и талантливо скомпоновал их. Но нет главного - сопереживания. Да и, собственно, слишком большая это замашка - передать опыт умирающего, и не вина Иньярриту, что он с задачей не справился.
Зато в Бьютифул раскрыта тема иммигрантов - кроме африканцев, есть еще и азиаты. Роман между двумя китайцами - пожалуй, единственное, что придает фильму непредсказуемости, но оканчивается любовь трагически, и в этом тоже можно усмотреть влияние коньюктуры: мол, извращенцы эти геи. Вообще, Бьютифул напоминает книжки Паоло Коэльо - выводы можно извлечь грандиозные, но так приторно все это подано, что становится противно. Фильм этот - скорее об общественных, опоппсенных представлениях о том, как ведет себя и чувствует человек, жить которому осталось от силы два месяца, чем о том, как это по-настоящему происходит - да и не дай бог узнать!
Бьютифул, тем не менее, - кино, обреченное на успех. Чем-то - наверное, размахом - оно напоминает российский кинематограф, а жена Уксбаля, истеричка Марамбра, - вылитый славянский характер! Да и подумать о смерти, пусть и всего два с лишним часа экранного времени, - весьма полезное упражнение для каждого, ведь нет предела, до которого можно ценить жизнь.