«Долгая счастливая жизнь» не впечатлила Берлинале
Фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь» выйдет в российский прокат весной 2013 года. А вчера, 9 февраля, картину показали берлинской прессе. История о фермере, который, приняв решение пойти против властей, дошел до предела, иностранным журналистам не показалась близкой.
«Долгая счастливая жизнь» повествует о Саше (Александр Яценко) — фермере, который когда-то жил в городе, но потом решил заняться сельским хозяйством. Государство просит его вернуть землю, правда, за компенсацию. Саша вроде бы сначала отказывается, а потом решает, что все к лучшему: хозяйство все равно вести было сложно, а так он хотя бы уедет с любимой девушкой (Анна Котова) в город. Когда же Саша объявляет своим работникам, что ферма закрывается и нужно до зимы собрать урожай, никогда особо не проявлявшие интереса к работе местные жители вдруг начинают протестовать. Они просят Сашу сохранить ферму и готовятся защищать ее, даже выставляя дозорных. Чиновники крутят пальцем у виска, пытаются образумить Сашу, а он, все больше запутываясь, к финалу остается без поддержки жителей и доходит до предела.
После показа раздались очень сдержанные аплодисменты. Впрочем, активно берлинская пресса аплодировала пока только «Великим мастерам» Вонга Кар-Вая. На пресс-конференции вопросы журналистов в основном касались изображений природы и отголосков в фильме политической ситуации в России.
По словам Хлебникова, его интересовала ситуация, когда жизнь из хорошего и приличного человека делает преступника.
За визуальное решение «Долгой счастливой жизни» отвечал обладатель «Серебряного медведя» Павел Костомаров, который, по словам Хлебникова, снимал природу Мурманской области в свободное время, а не по просьбе режиссера. В объектив его камеры попала живописная река с каменистым берегом. «Паша маниакально снимал реку. Зачем — мне это было непонятно, — рассказал журналистам Борис Хлебников. — Но я не стал его расстраивать и говорить, что это никуда не пойдет. Только к концу монтажа мы вдруг нашли эти кадры, поставили их, и кино совершенно другим образом заиграло. Оно стало про другое, когда мы вставили эти планы реки в начале, середине и конце фильма. Появилось важное для меня ощущение, что природе наплевать и начхать на все людские проблемы. Реке абсолютно все равно».
Один из журналистов отметил сходство картины Хлебникова и фильма Сергея Лозницы «Счастье мое»: в обоих случаях слово «счастье» в названии не обещает зрителю никакого счастья на экране. Хлебников от такого сравнения открестился: «Мы с Сергеем очень много спорили. Его кино категорически не мое, не мое идеологически. Мне хотелось снять противоположный фильм. Он снимает про пугающее пространство и пугающих его людей. Для меня, наоборот, это пространство мое, а мои персонажи, кроме, пожалуй, скучных чиновников, мне понятны».
Следить за событиями Берлинале можно в прямом эфире с помощью аккаунтов КиноПоиска в Twitter и Instagram.
«Почему-то я все время помнил про „Семь самураев“ Куросавы и последнюю сцену, где на горе видны могилы погибших самураев, а задом к ним стоят крестьяне, собирающие рис, которым абсолютно все равно. Оставшиеся самураи уезжают из деревни, и звучит последняя фраза: „Крестьяне всегда побеждают“. Почему-то этот финал мне кажется схожим с нашей историей», — поделился с журналистами Хлебников.