Время 13:15  Дата 28.03.2013

Кинорежиссер Александр Митта отмечает 80-летие


Сегодня юбилей празднует народный артист России Александр Митта. Известному режиссеру и сценаристу — 80 лет.


В кино Александр Наумович дебютировал в 1961 году — его комедия «Друг мой, Колька!» сразу же стала одной из самых популярных картин в СССР. А дальше были не менее узнаваемые и любимые миллионами зрителей работы — «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Экипаж». Александр Митта активно работает и сейчас.

Каждая лекция Александра Наумовича собирает аншлаг. В зале — профессионалы и студенты. На простых, иногда даже примитивных примерах Митта рассказывает, как нужно создавать фильмы, которые посмотрят миллионы.

Если нужно идти к кому-то учиться, то Александр Наумович Митта — один из лучших вариантов. Этот режиссер не принадлежит к тем художникам, которые нащупывают свой путь и идут всю жизнь по одной колее, наращивая творческие обороты. Митта готов каждый раз начинать все заново, чтобы попробовать неожиданное и до поры — неблагодарное.

Добившись успеха на популярных среди шестидесятников гуманистических фильмах о школе и даже удостоившись за это призов в Лондоне и Венеции, Митта снял вызывающе лирическую картину о Гражданской войне «Гори, гори, моя звезда». Советская цензура пропустила содержащийся в заглавии намек на Колчака.

Митта принял участие в большом советско-японском проекте «Москва, любовь моя». Затем сделал резкий профессиональный рывок и создал первый советский фильм-катастрофу «Экипаж», который посмотрело более 70 миллионов зрителей. После него снял многозначительную притчу-антиутопию «Сказка странствий», где герой Андрея Миронова выступил против власти всесильного дракона.

В девяностые годы Митта на время уходит из режиссуры игрового кино. Ясно, что новое время требует нового кинематографа, и нужно понять, как работать в этих условиях. Он едет в США, чтобы учиться зарубежному опыту преподавания и кинопроизводства. «Когда я в Америке в первый раз попал на съемочную площадку и увидел, как группа работает, клянусь, я заплакал, у меня комок был в группе, — вспоминает режиссер. — Я подумал: „Черт, если бы у меня была такая группа, я бы здесь в разы больше снял“.

Потом Митта возвращается в Россию, где утверждает новую для нас идею: основные усилия кинематографистов должны переместиться на телевидение. Он снимает сериал «Граница. Таежный роман», за который удостаивается премии «Ника» и Государственной премии Российской Федерации.

Также он активно занимается документальным кино, но главные свои силы отдает преподаванию драматургии. Именно в неправильном воспитании кадров видит Митта основную проблему отечественного кино, и скоро его курс по сценарному мастерству становится одним из самых известных в стране.

До сих пор Александр Митта активно занимается преподаванием. Но к восьмидесяти годам он вернулся и в большой кинематограф. Вот-вот должна выйти его новая картина «Шагал — Малевич», которая, как обычно, становится для Александра Наумовича еще одним поводом для эксперимента. «Интересно про известных людей сделать что-то драматичное, — говорит Митта. — Когда они находятся в конфликте, когда они взрывают окружающий мир вокруг себя… Тоскливый город Витебск превращается вначале в радостный город Шагала, а потом — в экспериментальный центр Малевича. По-моему, это будет интересно смотреть, потому что это ярко, хорошо снято. Над фильмом работал прекрасный оператор, и вообще — все классные ребята».

Трудно предсказать, станет ли фильм о двух художниках Серебряного века таким же хитом, как «Экипаж», который до сих пор собирает большие рейтинги при показах на ТВ. Но восьмидесятилетнего Митту всегда гораздо больше волновало качество, а не встроенность его фильмов в кинематографическую моду.



Адрес новости: http://siteua.org/n/484269