Книги о кино от известных режиссеров
Голливуд известен своим небрежным отношением к историческим фактам, ровно как и уступчивостью в повествовании во имя счастливых концовок. Европейские кинематографисты реже интересуются данной тематикой. Как узнать о том, что происходит в период между командами "Камера, мотор!" и "Стоп. Снято!"? По-видимому, книги всегда дают ответы на вопросы, которые ставят кинематограф в тупик.
Возьмем лучшего режиссера Великобритании и США Альфреда Хичкока. После выхода в российский прокат драмы "Хичкок" с Энтони Хопкинсом мы решили найти информацию о гении "из первых рук". Проверенным источником, рассказывающим о жизни, философии и секретах в работе великого мастера, оказался разговор Хичкока с Франсуа Трюффо, который позднее был перенесен на бумагу и выпущен в твердом переплете. О мемуарах и учебных пособиях по режиссуре Тарковского, Куросавы, Феллини и других великих режиссеров тоже есть что сказать.
"Кинематограф по Хичкоку"
Автор: Франсуа Трюффо
Год выпуска: 1966
"Кинематограф по Хичкоку" — это шедевр в шедевре, поскольку это книга одного гениального режиссера о другом гениальном режиссере. В основу антологии легла 52-часовая беседа Франсуа Трюффо с Альфредом Хичкоком, состоявшаяся в 1962 году. Все произошло в присутствии переводчицы Хелен Скотт. Стоит добавить, что после смерти Хичкока в 1980 году Трюффо вернулся к этой книге и дописал в ней заключительную, шестнадцатую главу и добавил аннотации к фильмам мастера.
"Смутный объект желания" (My Last Sigh)
Автор: Луис Бунюэль
Год выпуска: 1983
"От кино я требую, чтобы оно было свидетелем всего значительного, что происходит в реальной жизни на нашей планете", — пишет в своих мемуарах испанский режиссер, крупнейший представитель сюрреализма в кино Луис Бунюэль. Книга воспоминаний великого кинематографиста посвящена истории его жизни, встречам с Сальвадором Дали, Полем Элюаром, Пабло Пикассо, Чарли Чаплином, Сергеем Эйзенштейном. Ценны личные комментарии Бунюэля к собственному творчеству, его воспоминания о работе над такими киношедеврами, как "Андалузский пес", "Виридиана", "Дневная красавица", "Тристана", "Скромное обаяние буржуазии".
"Что-то вроде автобиографии"
Автор: Акира Куросава
Год: 1983
"Редкая вещь, которую читать — сплошное удовольствие. Нет сомнения в том, что каждый желающий познать философию Куросавы обязан прочитать эту книгу. Также она незаменима для начинающих режиссеров и сценаристов", — такую оценку "Что-то вроде автобиографии" Куросавы дал журнал Variety. Мемуары проливают свет на идею Куросавы о многозначительности сценария. Режиссер подробно рассказывает о составляющих хорошего фильма: изучение литературы, выстраивание кадра, написание сценария, подбор актеров.
"Делать фильм"
Автор: Федерико Феллини
Год выпуска: 1984
Книга носит скучное название пособия для студентов режиссерского факультета ВГИКа, но внутри представлена целая жизнь гениального режиссера, любовь к фильмам которого до сих пор считается признаком хорошего вкуса в кино. В "Делать фильм" есть и автобиографические очерки — о том, почему Феллини не сможет вернуться на малую родину (Римини), профессиональный анализ кинематографа — местами жесткая критика — и откровения в духе классических мемуаров — о сердце, чувствах, любимой женщине.
Sculping in Time ("Запечатленное время")
Автор: Андрей Тарковский
Год: 1986
Книга Тарковского Sculping in Time была опубликована в Германии в 1986 году. Через год ее переиздали в Лондоне. Sculping in Time — это своего рода завещание человека, которого Ингмар Бергман назвал "самым важным режиссером нашего времени". В автобиографии отражается его взгляд на кинематограф, также она дает четкое представление о внутреннем мире Тарковского, что особенно ценно, ведь многие критики неоднократно пытались анализировать "Зеркало", "Иваново детство" или "Сталкера", но сам Тарковский всегда оставался недосягаемым.
"Уроки режиссуры"
Автор: Андрей Тарковский
Год выпуска: 1991
"Уроки режиссуры" — это лекции, прочитанные самим Тарковским на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино СССР и Союза кинематографистов СССР, записанные режиссером Лопушанским в 1981 году. Материал был одобрен Андреем Тарковским, но увидел свет только после его смерти, в 1990 году. Уникальность текстов очевидна. Для начинающих кинематографистов "Уроки режиссуры" должны быть настольной книгой, одним из главных учебных пособий.
Woody Allen on Woody Allen
Автор: Вуди Аллен
Год: 1995
В России одна из шести книг режиссера вышла под названием "Вуди Аллен. Интервью. Беседы со Стигом Бьоркманом". Поклонников Аллена может увлечь антология "Побочные эффекты", включающая в себя 17 коротких сатирических рассказов, которые были опубликованы в The New York Times, The Kenyon Review, The New Republic в период с 1975 по 1980 гг. Также наиболее приближенное к теме кино повествование можно встретить в "Трех фильмах Вуди Аллена" ("Зелиг", "Бродвей Дэнни Роуз", "Пурпурная роза Каира").
Rebel without a Crew: Or How a 23-Year-Old Filmmaker With $7000 Became a Hollywood Player
Автор: Роберт Родригес
Год: 1995
Прямолинейно и с долей коронного острого юмора Роберт Родригес раскрывает уникальную стратегию и инновационные техники, которые он использовал при съемках своего второго фильма "Музыкант"(по-испански El Mariachi), принесшего ему мировую известность. Эта книга понравится начинающим режиссерам, которые не могут найти продюсеров для воплощения проекта в жизнь. По Родригесу, креативность, а не деньги — решение любой проблемы. Этот принцип сам режиссер называет "Mariachi-style".
"Как делается кино"
Автор: Сидни Люмет
Год выпуска: 1998
В книге "Как делается кино" Сидни Люмет честно и откровенно рассказывает о том, как поставить фильм."Первый выбор, который предстоит сделать режиссеру, — это решить, снимать или не снимать. Существует множество причин, по которым мы соглашаемся на ту или иную картину. Я не верю в ожидания "великого" материала, способного породить "шедевр". Важно, чтобы исходный материал касался меня лично — в той или иной степени".
"9 глав о кино и т.д."
Автор: Андрей Кончаловский
Год: 2012
Книга-обобщение режиссерской практики Андрея Кончаловского, описание мастером его художественного метода. Естественно, с примерами работы над конкретными фильмами, драматическими и оперными спектаклями, а помимо того — и с размышлениями о месте и роли киноискусства (как и искусства вообще) в контексте времени.
Источник: buro247.ru