Альфонсо Куарону пришлось побороться за Сандру Буллок
Режиссеру Альфонсо Куарону стоило немало трудов доказать студии Warner необходимость утвердить на главную роль в космоопере «Гравитация» женщину, а не мужчину. Об этом Куарон рассказал журналистам, находясь на Comic-Con вместе с Сандрой Буллок, которая впервые прибыла на знаменитый конвент в Сан-Диего. Также режиссер объяснил, почему из проекта выбыл Роберт Дауни-мл.
Для Голливуда фантастика — жанр, в котором доминируют мужчины, ведь эти фильмы, как правило, рассчитаны на мальчиков и мужчин, которые должны ассоциировать себя с главным героем. Женщины, за редким исключением, вынуждены довольствоваться ролями второго плана. Пожалуй, самым ярким и известным примером франшизы с женщиной в главной роли является тетралогия «Чужой», где Сигурни Уивер на протяжении четырех фильмов подряд играла Эллен Рипли.
«Сделать моего персонажа женщиной было очень смелым решением, — считает Сандра Буллок. — Тем более там не просто ситуация с женщиной в космосе. Думаю, вы такого пока не видели». И действительно, показанный на Comic-Con шестиминутный фрагмент фильма поверг посетителей конвента в легкий одобрительный шок.
«Настоящая проблема в том, что ролей для женщин больше, чем для мужчин, — продолжает актриса. — Однако мне кажется, что в последнее время есть какие-то сдвиги. В конце концов, все сводится к сборам, а если студии поймут, что женщины способны привлечь зрителя, то это, надеюсь, станет нормой». Последний фильм с участием Сандры Буллок тому подтверждение: комедия «Копы в юбках» собрала в мировом прокате 145 миллионов долларов при бюджете в 43 миллиона.
Буллок фактически держит на себе всю «Гравитацию», несмотря на участие в картине Джорджа Клуни. На конвенте в Сан-Диего актриса призналась, что очень боится летать. Добавить еще одну проблему Сандры, клаустрофобию, и становится понятно, почему съемки дались ей непросто.
Альфонсо Куарон во время разговора с Эдгаром Райтом и Марком Уэббом все на том же Comic-Con высказал свое скептическое отношение к формату 3D: «В большинстве случаев трехмерность ничем не оправдана. Ненавижу 3D из-за отстойной передачи черного и белого. Формат убивает цвет и разрешение». Но свою «Гравитацию» режиссер снимал в стереоформате, поскольку изначально задумывал «космический саспенс в 3D». «Когда я брался за фильм пять лет назад, формат считался крутым», — оправдывается Куарон.
Режиссер пообещал оператору Эммануэлю Любецки, что закончит работу над фильмом за год. Ведь в картине всего два героя, которые большую часть времени проводят в космосе. Но в итоге Куарон несколько лет ломал голову над задачей показать актеров в невесомости. В этом состоянии персонажи находятся весь фильм. «И все четыре с половиной года Любецки тыкал меня носом в собственное обещание!» — шутит Куарон.
Воспроизвести отсутствие гравитации на Земле оказалось невозможно. А ведь, казалось бы, что может быть проще двух людей, плавно зависших в воздухе. Задачу решили посредством куба, в котором актеры были подвешены на 12 тросах в трех метрах от поверхности. Камера, прикрепленная к роботу, снимала с самых разных углов, иногда проносясь мимо лица Буллок со скоростью 25 миль в час. Как любителю долгих кадров без склеек Куарону тоже было нелегко.
Чтобы Сандре не было скучно находиться в кубе, Альфонсо разрешил ей слушать музыку в скафандре.
Съемки вымеряли с точностью до секунды. Поэтому не было никакого поля для импровизации: от актеров требовалось точное следование тексту, без сюрпризов. Кстати, именно поэтому Куарону пришлось отказаться от идеи снимать изначально утвержденного Роберта Дауни-мл. «Роберт не был совместим с нашими технологиями, — говорит Куарон. — Он любит импровизировать, а нам пришлось весь фильм программировать заранее. Мы были очень ограничены в своих возможностях».
В итоге мужскую роль сыграл Джордж Клуни. Актер мог отснять свои немногочисленные сцены и уехать, но остался, чтобы поддержать съемочную группу в нелегком деле. Более того, Клуни даже переписал одну сцену в фильме, но Куарон не признается, какую именно.
«Также Альфонсо забывает сказать, что в кубе я была совершенно изолирована, — добавляет Буллок. — И если бы роботу с камерой вздумалось проехать сквозь мое лицо, то ему бы ничто не помешало! Мне никто не рассказал, что я буду болтаться в замкнутом пространстве, а у меня же клаустрофобия! Пришлось брать себя в руки и учиться медитировать. В этом я преуспела!»
Что получилось у Куарона, Буллок и Клуни, станет известно 28 августа, когда «Гравитация» откроет
70-й Венецианский кинофестиваль. Конкурсная программа станет известна уже 25 июля.
Российская премьера «Гравитации» ожидается 3 октября.