Когда реальность страшнее любого сценария. На Лазурном берегу Франции в эти дни проходит знаменитый Каннский кинофестиваль.
И в этом году гламурная кинотусовка, которая традиционно старалась дистанциироваться от политики, неожиданно много говорит об Украине.
Один только пример. Завтра и послезавтра в Каннах, скажем так, "украинские дни". В понедельник свой новый фильм "Майдан" представит давний любимец Канн Сергей Лозница. В среду официальный показ, пригласительные на который разлетелись мгновенно. В главной роли теперь - политика. Почему традиционно аполитичный кинофестиваль заговорил о событиях в нашей стране мы разбирались лично.
Главная светская тусовка Европы. Знаменитости и члены королевских семей. Кинозвезды и миллиардеры. Ежедневные дефиле по Красной дорожке, когда даже привыкшие ко всему папарацци щурятся от блеска бриллиантов. Знаменитый фестиваль ревностно хранит традиции и все годы настойчиво приучал и звездных участников, и прессу есть темы, на которые в Каннах - табу.
В Каннах есть свои строгие правила. И одно из них: говорить о кино, но не о политике. Категорически запрещено задавать эти вопросы артистам, моветон поднимать их во время пресс-конференций. Эти правила неукоснительно выполняли 67 лет подряд. И лишь фестиваль этого года - исключение. Произошедшее в Киеве на Майдане даже гламурные Канны не смогло оставить равнодушными. Почему же Каннский оргкомитет решил нарушить собственные правила? Мы получили ответы.
Кино вне политики - кредо главного человека на Фестивале, президента. Его слово тут закон, ведь Жиль Жакоб бессменно руководит кинофорумом еще с 77-го года. В прошлом, когда мы встречались с ним в Париже, месье Жакоб все время подчеркивал: герои конкурсных фильмов могут делать любые заявления. С экрана. А вот в жизни - нет. Знаменитого Ларса фон Триера за неудачную шутку пару лет назад даже с фестиваля выгнали. Но сейчас ситуация другая. То, что происходит в Украине, - уже не политика, которой Канны так старательно избегали. Это война. И от нее сложно остаться в стороне.
Ламбер Вильсон, киноактер, ведущий церемонии открытия фестиваля:
- Мы должны говорить о реальности. Быть эмоциональными и не скрывать, что чувствуем. И, конечно, я тоже буду эмоционален. Ведь все мы здесь, чтобы подмечать тенденции и называть вещи своими именами.
Похоже, глядя на события в Украине, в Каннах вспоминают собственную историю. Ведь самый первый фестиваль был назначен на первое сентября 1939-го. Показать успели одну только ленту. Когда звездные учасники уже съехались, а голливудские звезды были еще в дороге, стало известно: Гитлер напал на Польшу. Началась Вторая мировая. Вряд ли кто-то в благополучной Франции мог подумать, что когда-нибудь в Европе может снова начаться война. Легендарные режиссеры, братья Дарденн, мастера социальных драм, тоже не предполагали, что будут говорить с журналистами о конфликтах, намного серьезнее тех, которые становились частью их сценариев.
Жан-Пьер Дарденн, легендарный кинорежиссер:
- Казалось бы, политика - это так далеко от мира кино. Но я надеюсь, что Европа выйдет из происходящего намного более сильной. А если не сможет, то мы движемся к катастрофе.
О катастрофе, которую Украина уже пережила, фильм Сергея Лозницы. "Майдан". В Каннах это "специальный показ". Режиссер зимой находился в Германии, работал над другим фильмом, но после первых столкновений - бросил все и прилетел в Киев. У него не было финансирования, не было полноценной съемочной группы. Только оператор и звуковик.
Фактически это Киевская сечь. Это, конечно, не может не поражать, не удивлять, даже восхищать. Я бы сравнил это с лоном, где вы чувствуете себя в атмосфере эйфории, счастья. Вот это начальное состояние, когда вы можете мечтать о том, какова могла бы быть жизнь, - эта иллюзия на Майдане тоже присутствовала.
А потом - в этот сценарий история внесла безжалостные правки. Ранения и смерти. Лозница снимал все происходящее. И эти кадры наверняка потрясут Канны. Здесь не часто верят теленовостям, а вот документальное кино убедить способно. В Украинском павильоне на набережной Круазетт вместо рекламных постеров поставили. Мини-копию елки с Майдана. Символ теперь уже не столько политический, сколько национальный. И это нарушение неписаных фестивальных правил не вызвало возмущения ни у кого в Каннах, кроме разве что российских киношников, которые обходят теперь "неблагонадежный павильон" стороной.
Так что, вопреки правилам, Канны в эти дни говорят об Украине. И говорят много. И если бы "Золотую пальмовую ветвь" здесь вручали не за придуманные сценарии, а за реальные события - реальное мужество, реальную выдержку, - то нет сомнений, кто бы в этом году получил главный приз.