Время 22:20  Дата 06.02.2015

Что означает запрет российского кино в Украине?


Forbes разобрался, что конкретно запрещает законопроект №1317


Несмотря на то, что сегодня в Берлине стартовал один из крупнейших мировых кинофестивалей, украинские киноэксперты гораздо больше озабочены принятием зарегистрированного под №1317 законопроекта, предложенного еще в декабре прошлого года нардепами Николаем Княжицким («Народный фронт») и Вадимом Денисенко (Блок Петра Порошенко). Речь в документе идет о «полном запрете фильмов, произведенных физическими и юридическими лицами РФ после 31 декабря 2013 года».

При внимательном рассмотрении оказывается, что в ситуации есть ряд нюансов – как хороших, так и плохих. Во-первых, растиражированная новостными СМИ цитата («запрещается распространение и публичная демонстрация фильмов, произведенных физическими и юридическими лицами РФ») в законопроекте, опубликованном на официальном сайте ВР, отсутствует. Речь идет лишь об очередных ограничениях на показ кино, снятого кинематографистами РФ (согласно тексту закона и в соответствии с постановлением Рады от 27 января – «страны-агрессора»).

До автоматического «бойкота» всему российскому кино (включая гипотетическую независимую фестивальную картину, не затрагивающую политической повестки дня, или студенческую работу, снятую начинающим режиссером-гражданином РФ либо при финансовой поддержке продюсера из РФ) дело еще не дошло. Запрет, однако, распространяется на фильмы, в которых фигурируют «органы страны-агрессора» – то есть российские вооруженные силы, полиция, прокуратура и так далее, а также советские органы госбезопасности. Формулировки в тексте, обнародованном на сайте Верховной рады, позволяют запретить фильмы, пропагандирующие или выставляющие в положительном свете упомянутые органы, а также намекающие на правомерность оккупации территории украинского государства.
До автоматического «бойкота» всему российскому кино дело еще не дошло

«Центральный орган исполнительной власти, отвечающий за реализацию государственной политики в области кинематографии» обязан, согласно закону, предоставлять критерии и экспертное мнение по вопросу о том, прославляет фильм или нет упомянутые органы.
Отдельные детали позволяют предположить, что постановление можно легко трактовать в самом широком смысле: так, в тексте закона говорится, что среди положительных героев «допустимого» фильма в принципе не может быть работников упомянутых «органов», в том числе – на всякий случай – бывших или внештатных.

Также законопроектом запрещается кинопродукция от лиц, представляющих угрозу национальной безопасности (что, памятуя о запретах на фильмы с Пореченковым и Охлобыстиным, не кажется такой уж новостью), а еще – фильмы, пропагандирующие «войну, насилие, жестокость, фашизм и неофашизм», неуважение к нации и национальным ценностям, и, наконец, «неуважение к родителям, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм и другие вредные привычки». Критерии для выявления фильмов, пропагандирующих жестокость, алкоголизм и неуважение к родителям, не указаны. Наконец, одна из поправок, предложенная в ходе заседания ВР Олегом Ляшко, сделала неактуальной растиражированную СМИ информацию о запрете фильмов, снятых в 2014 году и далее: «отсчет» в окончательном законе ведется с 1 августа 1991 года.

Сегодня, 6 февраля, сразу же вслед за принятием законопроекта №1317, Госкино рассмотрело еще 25 российских фильмов и сериалов на предмет пропаганды, из которых наложило запрет на 20. Громких названий в списке нет – это преимущественно фильмы о военных («Снайпер», «Марш-бросок»), а также сериалы вроде «Солдат» (сезоны 13, 14, 15, 17) и «Группа «Зета».

По мнению программного директора Одесского международного кинофестиваля Антельма Видо, учитывая, что Украина и Россия находятся в ситуации войны, закон не вызывает удивления. «Полный запрет российского кино в Украине, однако, я расцениваю как ошибку. В российской кинематографической среде существует давняя традиция политической критики, и украинцы должны следить и поддерживать ту часть гражданского общества России, которая не узнает себя в действиях своего правительства», – отмечает эксперт. По его мнению, фильмы вроде «Левиафана» Андрея Звягинцева, финансированного частично Министерством культуры РФ, однако резко критикующего царящую в России атмосферу коррупции, – яркое свидетельство демократического гражданского сознания. «Мне кажется, это та Россия, которую Украине стоит услышать. Следовательно, прятать ее не следует», – резюмирует Видо.

Источник: forbes.ua


Адрес новости: http://siteua.org/n/563260