Картина снята по мотивам романа Стивена Кинга, в котором провинциальный американский городишко терроризирует инфернальный клоун Пеннивайз (загримированный донельзя Билл Скарсгорд), пугая, похищая и поедая детей.
В финале первой части юные герои, называющие себя "Неудачниками", нашли логово злодея и победили его. А затем ни с того ни с сего поклялись, что если зло вернется в их город, то вернутся и они, чтобы снова сойтись с ним в схватке.
И вот, спустя 27 лет этот момент настал. Зубастый клоун появляется вновь, заполняя окрестности своими "визитками" — красными воздушными шариками, за которыми приходят и сообщения о пропавших детях (их жутким похищениям уделено внимание в картине).
Найти десять отличий
Зазывает "Неудачников" обратно Майк (Айзая Мустафа), единственный из друзей, который остался жить в родном городе, посвятив годы изучению феномена Пеннивайза — воплощения извечного зла, обитающего в окрестностях.
Поскольку "Неудачников" много, вызов каждого из них превращается в самостоятельную зарисовку, знакомящую с повзрослевшими и в большинстве своем преуспевшими в жизни героями.
Те зрители, которые хорошо знают детали первой части (дистрибьютор "Киномания" не случайно на прошлой неделе повторно выпустил ее в кинопрокат), во время этих сцен могут забавляться поиском внешних и характерологических соответствий между образами детей и взрослых.
Тем же, кто смутно помнит сюжет предыдущей серии на уровне констатации "Дети победили страшного клоуна", разбираться в курчавых завитках интриги, предложенной авторами "Оно 2", будет, скорее всего, непросто.
Почти что "Я и Оно"И это не смотря на то, что ситуация зрительского незнания наиболее близка жизненным обстоятельствам повзрослевших героев: уехав из города, они напрочь забыли свое прошлое. Детские воспоминания про триумф над злом лишь постепенно (учитывая темп ленты, по-черепашьи степенно) возвращаются к ним.
Подобные игры памяти картина объясняет влиянием забавляющихся потусторонних сил. Но в то же время они отмечены глубокой психологической правдой.
По сути, вместо того, чтобы осмыслить болезненное прошлое, почерпнуть из него важные жизненные уроки и умиротворенно оставить его в закромах сознания на долгосрочное хранение, герои, зажмурившись, игнорируют свой негативный опыт целиком.
И лишь тогда, когда решают пристально вглядеться в него, преодолев страх, угнездившийся внутри, они обретают силы, необходимые для борьбы.
Кадр из фильма "Оно 2"
Кадр из фильма "Оно 2"
Вспомнить всеКлубок воспоминаний каждый из "Неудачников", прибывших в город (их играют Джеймс Макэвой, Джессика Честейн, Билл Хейдер, Джей Райан и Джеймс Рэнсон), распутывает самостоятельно, в одиночку сталкиваясь не только с болезненным прошлым, но и с живущим в настоящем злом.
Результатом их индивидуальных поисков становится череда самоценных новелл, идущих одна за другой, растягивая хронометраж ленты до невообразимых, избыточных 165 минут.
В этих новеллах пережитое, разыгранное вернувшимися в кадр юными актерами, входит во взаимодействие с настоящим. Причем и в прошлом, и в настоящем героев (а с ними и зрителей) стремятся как можно сильнее испугать.
Возраст как помехаПолучается это не всегда, хотя Андрес Мускетти с огромным усердием создает визуально зрелищные, сложные, наполненные мрачно мертвецкой выдумкой и масштабно дорогими эффектами, сцены, не ограничиваясь простым, но действенным, внезапным появлением злодея у героев за спиной под резвые громкие звуки (такие эпизоды, впрочем, в ленте тоже есть).
И не получается это именно потому, что новые старые герои оказываются и не совсем взрослыми, и уже не детьми, столкновение которых с пугающим злом формировало уникальный нерв первой ленты.
Предложенный же теперь симбиоз детского и взрослого рождает, скорее, обескураживающее ощущение непредумышленной пародии, возникающей против авторской воли.
В поисках "ударной" концовкиПародию Андрес Мускетти создавать не собирается, слишком велика его ориентация на служение первой ленте, порой граничащая с самолюбованием. Однако он не чурается юмора и даже иронии.
Главным носителем юмористической искры картины является персонаж в исполнении Билла Хейдера. Своими острыми пассажами он несколько оживляет многоголосую динамику взаимоотношений "Неудачников" и не дает "встрече одноклассников" утонуть в героическом пафосе.
А вот ироничный акцент возникает в том числе благодаря задействованию Стивена Кинга. Он сыграл эпизодическую роль, зерном которой становится критика никудышней концовки романа одного из героев.
Кошмар и ужас, ужас и кошмарПовторяют эту критику с экрана не раз и не два, и с явным удовольствием, поскольку авторы фильма, само собой, полагают, что их собственная концовка подобной критики избежит.
И, в общем, полагают справедливо. Финальный акт "Оно 2" столь интенсивно бомбардирует зрителей нескончаемым кричащим размашистым действием, что его алогизм отступает на скромный второй план.
И это лишь подчеркивает то грустное обстоятельство, что главные проблемы ленты связаны с тем, что этому финалу предшествует. И временами превращает фильм ужасов, сотканный из кошмаров, в рыхлое, неживое, затянутое, почти кошмарное кино.