На экране - провинциальный городок Лоуэл, штат Массачусетс, США. Время действия – 90-е годы прошлого века. «Боец» основан на реальной истории боксера Микки Уорда по кличке «Ирландец» (Марк Уолберг), который прославился благодаря боям с Артуро Гатти. Уорд вышел из простой рабочей семьи, его тренировал сводный брат Дикки (Кристиан Бэйл) - бывший боксер, пристрастившийся к наркотикам, менеджером работала его мать (Мелисса Лео), а девушка Микки - официантка Шарлин (Эми Адамс) - всячески поддерживала его волю к победе.
На первый взгляд, «Боец» - типичная спортивная драма, счет которым идет уже на десятки. В самом деле, штампов здесь предостаточно, а бои сняты по тем же лекалам, что и «Рокки», то есть герой сначала проигрывает, потом собирается с силами (тут – обязательный флэшбек) и отправляет все движущееся в нокаут.
«Боец» интересен другим. Прежде всего, актерскими работами. Претендуя на «Оскар», Кристиан Бэйл в очередной – после «Машиниста» - раз сел на строжайшую овощно-фруктовую диету и превратил себя в ужасающий своей худобой скелет. Премерзкий гопник, сидящий на креке, повадками и гримасами напоминающий то Петра Мамонова, то Джима Керри, – вот персонаж Кристиана Бэйла, совершенно заслуженно получившего «Золотой глобус» и выдвинутого в этом году на «Оскар» в номинации «лучшая мужская роль второго плана». Эми Адамс и Мелисса Лео, также номинированные на «Оскар», убедительно изображают соперниц, сражающихся за влияние на Микки. Ну и, конечно, сам Марк Уолберг предсказуемо хорош в роли недалекого, но упорного спортсмена.
Второй интересный момент «Бойца»: спортивная составляющая здесь – всего лишь прикрытие для семейной драмы. Микки хочет стать независимым и в жизни, и в спорте, однако его типично рабочая семья и его обязанности сына висят на нем тяжким грузом. Шарлин всячески пытается вытянуть его из этого болота, но, сказать по правде, она и сама в интеллектуальном развитии недалеко ушла от мамаши и сестер Микки. (В этом плане показателен эпизод, когда Микки приглашает Шарлин на французскую мелодраму «Изящная эпоха». Микки во время просмотра засыпает, а Шарлин пилит его за то, что повел ее на фильм с субтитрами.)
Итак, Дэвида О.Расселла больше интересует семья, нежели ринг. Хотя любители кровавых схваток боксеров и анализа их тактики тоже останутся довольны. Но под боем, вынесенным в заголовок, все же понимается сражение с традициями, устоями, попытка перебороть себя, вырваться из круга. И вывод, который делает режиссер, неоднозначен: да, Микки Уорд становится чемпионом, да, он, поборов сопротивление своих родственников, живет с Шарлин, но все же - кем бы он был без непосредственной помощи своей семьи?
Денис Шлянцев, InterMedia