Погода:
Киев сегодня
Киев
Донецк
Одесса
Львов
Харьков
Санкт-Петербург
Москва
Сегодня Завтра
НБУ
НБУ Межбанк Наличные
EUR
26.18
USD
23.49
RUB
0.37
EUR
39.04
USD
36.57
RUB
0.34
EUR
29.22
USD
26.07
RUB
0.46
"Миллионер из трущоб". РЕЦЕНЗИЯ
постер
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
0/5 (0 голосов)
«Миллионер из трущоб» докатился и до украинского проката. История о любви и фатализме, самый поэтичный блокбастер года.

За выигрыш в телепрограмме – мешок на голову и полицейские пытки. Так благодарит индийское телевидение Джамаля Малика – 18-летнего парня из мумбайских трущоб за великолепное шоу, которым он обеспечил местной версии «Кто хочет стать миллионером» бешеный рейтинг. Впрочем, шоу должно продолжаться – повязали подростка в шаге от последнего вопроса и 20 миллионов рупий. Пытки прекращаются с приходом доброго полицейского, который начинает выспрашивать у юноши, как он, неграмотный бедняк, главным достижением которого является работа ассистентом в колл-центре, умудрился верно ответить на все каверзные вопросы хитроумного индийского Диброва. В этом месте фильм превращается в усовершенствованный вариант означенного телешоу: помимо поединка игрока с ведущим зритель узнает весь непростой путь, который помог Джамалю попасть в студию. Дорожка эта столь извилиста, что оказывается гораздо интереснее интеллектуальной дуэли увальня с искусителем.

И главным в этой истории оказывается, конечно, не слава и богатство.

Дэнни Бойла в последние годы успели пнуть, кажется, даже те, кто этого не очень хотел. Досталось ему и за посягательство на территорию покойника Стэнли Кубрика в позапрошлогоднем «Пекле», и за превращение психоделической трагедии в видовую мелодраму в «Пляже». Да много за что, а главным образом за то, что от автора маргинальных шедевров «Неглубокая могила» и «На игле» все ждали совсем не этого. После комедийной достоевщины и главного наркотского фильма девяностых от этого человека ожидали правды жизни, лихой чернухи, чего угодно, но только не богоискательства в открытом космосе, голубой водички и ди Каприо в шортах. Даже скоростные мутанты из «28 дней спустя» пришлись не очень ко двору, однако их приняли еще благосклонно – растерзанный Лондон во власти мертвяков смотрелся на общем фоне возвратом к корням. Однако Бойл оказался не так прост – «Миллионер из трущоб», на которого возлагали весьма сдержанные ожидания, взорвал британский бокс-офис и добрался до верхних строчек в американском.

Для перечисления же уже полученных наград, не говоря уже об «Оскаре», понадобится отдельный абзац.

Большая часть фильма идет с субтитрами, потому что герои говорят на хинди, одинаково понятном европейцам, русским, американцам и жителям, скажем, острова Мадагаскар. Такой ход дает возможность вычленить из истории сердцевину, не срываясь на пошлые речи о диалоге культур. Индия здесь – это собственно Мумбай с его бесконечными бедняками и кровавыми бойнями мусульман с индусами. Грязь, горящие люди и выкрашенный под Кришну мальчик, указывающий герою путь к бегству, давая ответ на один из вопросов ведущего. Кувыркающийся монтаж и чувство ритма и такта помогло Бойлу не скатиться до бытописания дикого и непонятного народа, которое у европейцев выходит традиционно комично. Есть здесь и выжженные попрошайкам глаза (чтобы подавали больше), и подробно показанный нырок в нужник, но все это скорее не «Шокирующая Азия», а «Ашик-кериб» или «1001 ночь» – жестокая восточная сказка, только рассказанная без грамма волшебства.

Бойл умело обходит все опасности скатиться как в лубочное фэнтези, так и в излишний натурализм, выстраивая жестокое, грязное, но бесконечно красивое и притягательное художественное пространство. Вопрос о том, насколько все это соотносится с настоящей индийской жизнью, остается где-то на периферии и в ответе, по большому счету, не нуждается.

Тем более, что богатая на открытия натура, плавно и органично вытесняется из сознания головокружительной историей любви и невероятной судьбой героя. Оказывается, что неисправимый фатализм и готовность пожертвовать всем уравнивает и бедняка, и случайного богача в любой точке вселенной. В этом контексте финальный реверанс Болливуду – киноимперии, к которой принято относиться с усмешкой, – выглядит не обязательной и холодной данью стилю, а единственно возможным концом истории, в которой факты и вымысел сплелись, образовав, быть может, самый поэтичный и правдивый блокбастер этого года.
автор ЯРОСЛАВ ЗАБАЛУЕВ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
Комментарии (0)
Войти через: