Но это не означает, что здесь нет конкурсной программы или духа соревнования. И строгое жюри, и фестивальные интриги тут имеют место быть, все, как и полагается крупному киномероприятию.
Хотя на самом деле, статус этого молодого киносмотра до сих пор не определен. Не секрет, что многие кинокритики до сих пор не признают его как значительное кинособытие. Италия, имея такую глыбу, как Венецианский МКФ, устраивает форум еще и в столице. Зачем? Отчасти это связано с позицией руководства города Венеции как «государства в государстве» (благо, что соседние мини-государства Сан-Марино, Монако и Ватикан это позволяют представить возможным), отсюда возникает некое отчуждение от официальной позиции страны.
Изначально подразумевалось, что «распределение обязанностей» будет следующим: Венеция – это фестиваль для профи и критиков, а Рим – для зрителей и тусовок. Но так ли это на самом деле? В Рим берут и арт-хаус и коммерческие ленты, венецианский МКФ – слишком разросся за десятилетия своей истории и включает в себя все направления киножизни – и искусствоведческие и развлекательные. Сильвио Берлускони, особенно сейчас, лишенный отныне своей неприкосновенности, также может быть заинтересован в таком значимом культурном событии, как кинофестиваль с участием звезд мировой величины (здесь побывали Николь Кидман, Кейт Бланшетт, Роберт Де Ниро, Леонардо Ди Каприо, Мартин Скорцезе, Том Круз, Роберт Редфорд, Френсис Форд Коппола, Риз Уизерспун, Джейк Джилленхол и многие другие), вниманием прессы и т. д. Но деньги на этот фестиваль ищет руководство города, поэтому новый мэр Рима Джанни Алеманно уже не раз грозился прикрыть эту «лавочку разбазаривания бюджетных денег».
Такая неопределенность не может не сказаться и на программах фестиваля, которые, отвечая всем требованиям фестиваля класса «А», все же не имеют пока своего лица и четкого направления. Помимо основного конкурса игровых лент, в Риме также оцениваются и документальные ленты; есть программа «Фокус», и оригинальная секция «Алиса в городах» (парафраз названия выдающейся кинокартины Вима Вендерса), которая задумывалась как детская, но скоро утратила этот вектор развития, и превратилась в нечто наподобие интересных «Гала-премьер».
В основном конкурсе громкие имена в Риме редкость. Вот и в этом году, кроме боснийца Даниса Тановича (который прославился в 2001 году, выиграв Оскар за лучший фильм на иностранной языке («Ничья земля»), обойдя в номинации великую «Амели» Жана-Пьера Жене) с его «Сортировкой», Майкла Хоффмана с «Последней станцией» (долгожданной киноверсией жизни Льва Толстого) и позапрошлогоднего римского победителя Джейсона Рейтмана с картиной «Мне бы в небо» (в 2007 он победил с лентой «Джуно») конкурсу МКФ в Риме-2009 похвастать нечем. «Сортировка» Тановича станет Фильмом открытия фестиваля, на церемонию обещают прилететь и актеры, занятые в картине – ирландский красавчик Колин Фарелл и звезда «Испанского английского» Паз Вега.
Фильмом Закрытия была выбрана романтическая мелодрама Норы Эфрон «Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту» (в российском прокате с 15 октября, дистрибьютор BVSPR). На фестиваль прибудет и главная звезда этой ленты (которую прочат с оскаровские номинанты этого года) – блистательная Мерил Стрип. Кроме ее мастер-класса организаторы фестиваля покажут подборку из ее обширной фильмографии, немного сумбурную, но заслуживающую внимания. Там и оскаровские победы Стрип – «Выбор Софи», «Крамер против Крамера», и вершина мелодрамы 90-х «Мосты округа Мэдисон» Клинта Иствуда, и эпизодные работы актрисы - «Манхэтенн» Вуди Аллена, и сомнительная (в общем списке шедевров) «Дьявол носит Прада» Дэвида Френкела, и беззаботная «Мамма мия!».
Мерил Стрип получит почетного Марка Аврелия за вклад в киноискусство. До нее эту награду получали в Риме Шон Коннери, Софи Лорен и Аль Пачино. Напомним, что на ММКФ Стрип уже получила аналогичного Святого Георгия еще в 2004 году.
Также с мастер-классами (в специальном секторе фестиваля «Встречи») в Рим прилетят: актер Ричард Гир (с новой киноработой «Хатико: самый верный друг» - в российском прокате с 15 октября, дистрибьютор киноторговая компания Вольга), актриса/режиссер Азия Ардженто, писатель Паоло Коэльо (на фестивале представят фильм «Экспериментальный проект ведьм» по его книге «Ведьма из Портобелло»).
Русских картин на фестивале, увы, не будет. И это тоже странно, учитывая тот факт, что на самом первом смотре в 2006-м Главный приз - Золотого Марка Аврелия из Рима увез Кирилл Серебреников за ленту «Изображая жертву». В 2007 в конкурсе участвовал «Монгол» Сергея Бодрова, в 2008 «Баксы» Гуки Омаровой. Проводился и специальный «День Мосфильма», когда на римских экранах демонстрировались советские и российские киношедевры разных лет: от «Пяти Вечеров» Никиты Михалкова до «Исчезнувшей империи» Карена Шахназарова. Так что русский след в Италии не исчезнет совсем! В жюри 4-го Римского МКФ пригласили Павла Лунгина, который, после председательства в жюри на ММКФ все же согласился принять в нем участие, хоть и станет там чуть ниже рангом по значимости. Председателем судейства на МКФ в Риме на этот раз будет Милош Форман – легенда европейского и мирового кинематографа. Такому мэтру и председательского кресла не жалко, можно понять. Вместе с ними решать судьбу золотых и серебряных статуэток Марка Аврелия будут: режиссер Габриэле Муччино (Италия, работает в США), актриса Зента Бергер (Австрия), сценарист Жан-Луп Дабади (Франция), дизайнер Гае Ауленти (Италия), писательница/режиссер Ассия Джебар (Алжир).
Также судьбу картин решает в Риме и народное жюри – состоящее из обычных зрителей. Всего их 50 человек: 20 – посетители европейских, и 30 – конкретно итальянских кинотеатров. Такое демократическое «нововведение», по словам организаторов, выгодно выделяет Римский киносмотр от всех остальных. Непонятно, почему устроители фестиваля «Окно в Европу» в Выборге, где зрители уже давно определяют призовые места в главном конкурсе, им не возразят. Хотя зачем им это? Пусть заимствуют. Нам не жалко.
Полную программу и расписание событий смотрите на сайте фестиваля: http://2009.romacinemafest.org/